Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао

Подвижничество Великого Дао

и, возможно,

найти ответ на вопросы.

Чтобы видеть “сян”, надо, во-первых, иметь хорошие

глаза, а во-вторых, работать головой. А чтобы рабо-

тала голова, должна быть руководящая философская

идея. Если философская идея правильна, она ведет

твои мысли в правильном направлении. А если она не-

правильна, то либо уведет твои мысли в сторону, либо

перережет им дорогу.

В древности в Китае было много тонких мастеров

Искусства «сян». Одним из них может считаться Цзю

Фанчао, славившийся умением выбирать лошадей.

Глаза его просматривали лошадь до костей. Другим

умельцем в физиогномике лошадей был Бо Ло, кото-

рый притом написал канон о физиогномике лошадей, к

сожалению, не сохранившийся. На сельхозрынках не-

которые торговцы скотом тоже, бывает, понимают в ло-

шадиной физиогномике. Как только скотину приводят,

они прежде всего смотрят несколько ее ключевых мест,

смотрят сколько ей лет, а под конец дают оценку. Вы-

соко у этих людей Искусство «сян» или нет, но все они

гадают по «сян».

В каком-то смысле каждый человек является физио-

гномистом, каждому в повседневной жизни приходится

делать оценки и выбор в отношении многих людей, со-

бытий, вещей, с которыми он связан, как же тут обой-

тись без «сян»? Например, ты входишь в брачный воз-

раст, подумываешь жениться, тебе надо выбрать неве-

сту, тут «сян» совершенно необходимо: надо смотреть,

кто для тебя хорош, кто больше всего тебе подходит.

Или идешь ты на рынок за покупками, тут тоже прихо-

дится «заниматься физиогномикой», понимаешь ты в

этом или нет, ты покупаешь то, что тебя внутренне удо-

влетворяет. Но оставаясь на этом самом низком уров-

не, ты не станешь «физиогномистом», не станешь спе-

циалистом в какой-либо области.

Отсюда можно сделать вывод, что Искусство «сян»

очень полезно и нет в нем ничего мистического. И то,

что в головах у людей существует «жупел», что как

только они услышат слова «гадание по сян», сразу на-

зывают это «суевериями» и отказываются от хорошей

вещи, поистине прискорбно.

Искусство «сян» подразделяется на много видов,

физиогномика человека один из них. Физиогномика че-

ловека не ограничивается его лицом, гадать можно по

любой части его тела. Но в традиционной физиогно-

мике человека существуют пять видов наиболее раз-

витых, хорошо систематизированных техник, которые

относятся к лицу, рукам, стопам, спине и голове.

При династии Сун жил некий даос Ма И, искусный

в физиогномике человека, который оставил потомкам

приемы гадания по Ма