помогло
найти ему рациональное психологическое объяснение, выработав нечто вроде
иммунитета, который с течением времени еще более укрепился за счет такого
немаловажного фактора, как сила привычки. Хотя это средство не могло
полностью уберечь меня от изредка повторявшихся приступов страха, в целом
после 1922 года я чувствовал себя значительно лучше, вел нормальный образ
жизни, много работал, не забывая при этом следить за своим здоровьем.
Спустя еще несколько лет я пришел к убеждению, что мой опыт -- включая
сюда также описания сходных случаев болезни и соответствующие детали
фольклора -- должен быть обобщен и опубликован, что может оказаться неплохим
подспорьем для студентов, всерьез интересующихся психологией. Тотчас
взявшись за дело, я подготовил серию статей, в которых достаточно сжато
передал суть своей теории, приложив к этому ряд собственноручных набросков
пейзажей, живых существ, декоративных мотивов и иероглифов, сделанных мною
на основании всего увиденного в снах.
Статьи эти печатались на протяжении 1928-1929 годов в нескольких
номерах "Журнала Американского Психологического Общества", но не привлекли к
себе особенно большого внимания. Я же все эти годы продолжал записывать
содержание своих снов, несмотря на то, что растущая кипа дневников начала
уже причинять мне определенные неудобства.
10 июля 1934 года я получил письмо, которое мне переслали из
Психологического Общества и которое положило начало кульминационной фазе
всей этой безумной истории. На конверте стоял штемпель "Пилбарра, Западная
Австралия", а подпись под обратным адресом принадлежала -- я специально
навел справки -- горному инженеру, пользовавшемуся в своих кругах весьма
неплохой репутацией. Кроме собственно письма в конверте оказалось несколько
фотографий -- все это вкупе произвело на меня ошеломляющее впечатление, о
котором читатель может хотя бы приблизительно догадаться, ознакомившись с
прилагаемым ниже текстом.
Сперва я, сказать по правде, отнесся к этому с известной долей
скептицизма, ибо, даже и предполагая, что в основе некоторых древних легенд
могут лежать вполне реальные факты, я все же не был готов ко встрече с
осязаемыми свидетельствами существования этого мира, порожденного, казалось
бы, моим больным воображением. Сильнее всего на меня подействовали
фотографии, подлинность которых не вызывала ни малейших сомнений -- я увидел
лежащие среди песков огромные, наполовину уже разрушившиеся под вилянием
ветров, воды и солнца каменные блоки с характерным изгибом верхней плоскости
и соответствующей по форме выемкой в ее нижней части.
Разглядывая снимки через увеличительное стекло, я среди множества
трещин и выбоин обнаружил следы хорошо мне знакомых рисунков и иероглифов --
тех самых, что почти каждую ночь появлялись в моих сновидениях!
Но вот письмо, пусть оно говорит само за себя:
49 Дампир-стрит,
Пулбарра, Зап.Австралия
18 мая 1934 года
"30 Е. 41-я стрит.
Ньо-Йорк, США
В Американское Психологическое Общество
для передачи
профессору Н.У. Пизли
Уважаемый сэр,
Недавний разговор в Перте с доктором Е. М. Бойли и несколько журналов с
вашими статьями, которые он мне только что переслал, навели меня на мысль
обратиться к вам с этим письмом. Речь пойдет об одной интересной находке в
Большой Песчаной
Пустыне10 к востоку
от наших золотоносных месторождений. Находка эта, как мне кажется, имеет
определенное отношение к изложенным вами оригинальным легендам о древних
каменных городах, стены которых украшались особыми геометрическими узорами и
иероглифическими письменами.
Среди местных туземцев издавна ходили разговоры о "больших камнях с
рисунками", вызывавших у них суеверный страх. Они обычно связывали эти камни
со своими традиционными мифами о Буддайе, гигантском старике, который вот
уже много веков спит, положив голову на руку, глубоко под землей, но однажды
обязательно проснется и проглотит весь этот мир вместе с его обитателями.
Мне также приходилось слышать старые полузабытые сказки об огромных
подземных домах из камня, где коридоры все время спускаются вниз, и где с
людьми происходят страшные и непонятные вещи. Туземцы рассказывают, что
когда-то давно