левой линий духовного восхождения.
Поэтому там, где в Торе сказано о самоограничении, имеется в виду предварительная стадия работы над собой, попытка отречения собственными силами от намерения самонаслаждения.
Можно явно видеть корни всех верований, течений, групп, религиозных философий в различных клипот, окружающих левую и правую духовные, чистые линии, питающихся посредством схватывания-удерживания (ахиза) или вскармливания (еника).
Но цель работы – в средней линии, взойти до бесконечного, т.е. не имеющего конца, границы, т.е. неограниченного нашими свойствами, наслаждения Творцом.
Местом в духовных понятиях называется желание. Отсутствие желания называется отсутствием места. Как и в нашем мире человек говорит, что нет места в желудке принять пищу, потому что нет желания.
Духовное место, желание человека ощутить Творца, называется сосудом (кли) его души, или шхина. В этот сосуд он получает свет Творца, раскрытие Творца, называемое душой человека. Сам Творец называется шохэн.
Поскольку все наши желания пронизывает эгоизм (рацон лекабэль), есть скрытие света Творца (галут шхина). По мере изгнания эгоизма из наших желаний очищается место. Неисправленное желание называется гой, а поскольку их множество, то они называются народами мира. Исправленное желание называется Исраэль.
В освободившемся месте – исправленном желании – раскрывается свет Творца, сам Творец действует тайно, скрыто от нас.
Процесс раскрытия Творца по мере исправления, очищения (акшара от слова кашрут – ритуальная чистота) наших желаний, мест, сосудов (килим) воспринимается нами как приход света. На самом же деле нет никакого движения, но подобно процессу проявления фотоснимка свет постепенно проявляется в наших ощущениях.
Поскольку мы воспринимаем не сам свет, а его воздействие на наш сосуд, то и самого Творца (шохэн) мы называем по имени Его раскрытия – шхина, а о Нем самом мы можем судить только по тем ощущениям, которые Он вызывает в нас.
Поэтому раскрытие Творца называется шхина. Если Творец скрывает себя, говорится, что шхина находится в изгнании, шохэн скрывается. А если человек заслужил раскрытие Творца, это называется возвращением из изгнания.
Мера раскрытия Творца в человеке называется душой (нэшама). Как только какое-либо из своих желаний человек в состоянии исправить на альтруистическое, сразу же в нем проявляется ощущение Творца. Поэтому говорится, что душа человека – это часть самого Творца.
В состоянии конечного исправления Творец заполнит все наши желания, т.е. раскроется нам в той мере, в какой Он желает раскрыться творениям, соответственно чему Он создал наши желания еще в начале творения.
Шхина – это сумма всех частных душ. Каждая душа есть часть общего раскрытия Творца.
Мы не можем ответить на вопрос, что за причина вызвала у Творца желание сотворить нас, чтобы дать наслаждение поскольку этот вопрос касается процесса до начала творения, а мы постигаем максимум то, что раскрывается нам, т.е. после этого момента развития.
Исходная ступень, начиная с которой мы постигаем творение, это ощущение наслаждения, исходящее от Творца. Поэтому мы называем целью творения «желание Творца насладить создания», постигающие Его.
Все вопросы выше этой ступени – выше нашего постижения. Человек должен постоянно помнить, что все наши понятия и знания исходят только из личного постижения.
Наше желание наслаждения – единственное, что в нас есть. Все возможности нашего тела, его способности, разум, весь наш прогресс – все только для того, чтобы обслуживать это наше единственное желание насладиться от различных объектов, которые мы порождаем, изобретаем, ищем, принимаем как нужные, модные, необходимые, респектабельные и т.д. и все это ради того, чтобы возможно было постоянно получать наслаждения, где бы мы ни были, на любой вкус и нрав.
Мы не можем жаловаться на безграничные вариации желания насладиться. Только одно это желание было достаточно создать Творцу, чтобы далее мы ощутили себя самостоятельными (желающими) существами и могли самостоятельно действовать на основании этого единственного нашего инстинкта – «инстинкта выбора максимального наслаждения».
Выбор максимального наслаждения происходит с привлечением всех наших умственных, подсознательных, физических, нравственных и многих других данных, возможностей, памяти на всех уровнях – от атомной, молекулярной, биологической, животно-телесной и др. до высших способностей нашего разума.
Простой пример: человек любит деньги, но под угрозой смерти готов все свое богатство отдать грабителю. Таким образом, он