Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 2)

Они оповестили о

своем решении Иннокентия VIII, который 15 июля 1485 года и выдал бреве. Он

облекал этим бреве инквизиторов полномочиями, необходимыми для допущения к

тайному примирению тех, кто явится по собственному побуждению до привлечения

к суду. Это было постановлено папой вопреки общим нормам церковного и

гражданского права, определяющим наказания и епитимьи для еретиков

{Райнальди. Церковная летопись, под 1485 годом.}.

V. Это новое папское мероприятие не понравилось Фердинанду, который

запретил исполнение его как противоречащего политическим соображениям,

которые не имели, вероятно, иного мотива, кроме жадности. Папа разрешил,

чтобы декрет исполнялся только относительно лиц, указанных Фердинандом и

Изабеллой, и 11 февраля 1486 года даровал инквизиторам разрешение на тайное

прощение пятидесяти еретиков. Церемония прощения произошла в присутствии

Фердинанда и Изабеллы, без сомнения, потому, что этим подчеркивалась

готовность папы идти навстречу королевской чете.

VI. 30 мая папа пожаловал второе разрешение для прощения того же числа

лиц. На другой день, оказав ту же милость другим пятидесяти новохристианам,

он не поставил необходимым условием присутствие Фердинанда и Изабеллы на

этом примирении, но только велел сообщить им имена и звания примиренных. 30

июня появилось четвертое бреве о примирении пятидесяти еретиков, а 30 июля

новое, с оговоркой, что государи могут применить эту новую милость к лицам

по собственному выбору и что они будут ею пользоваться даже в том случае,

если инквизиция уже получила неблагоприятные сведения. Кроме того, отречение

от ереси примиренных с церковью не помешает их детям получать должности и не

повлечет за собой обычного лишения чести. Эта милость может быть применена

даже к умершим: инквизиторы, велев вырыть их трупы, произнесут над ними

разрешение от церковных наказаний, даруют им церковное погребение и

реабилитируют таким образом их память.

VII. Эти буллы впоследствии сильно умножились в Испании, хотя их

исполнение часто испытывало помехи со стороны инквизиторов, которые даже

возражали против претворения решений в жизнь.

VIII. Я согласен, что пользование ими противоречило обязательству

римской курии по отношению к испанскому королю и инквизиции и что папы так

легко жаловали их лишь для привлечения в Рим испанского золота. Но пусть бы

папы никогда иным путем не злоупотребляли своей властью. В этом случае

результат их политики клонился по крайней мере к выгоде человечества, потому

что просившим милости святого престола и их детям сохраняли честь и

имущество.

IX. Ни папы, ни инквизиторы не были настолько благоразумны, чтобы

видеть, что справедливый повод в умеренному обхождению с лицами, получившими

подобные бреве, хотя они и были осуждены инквизицией, должен был побудить

трибунал снисходительно относиться также к лицам, которым -недоставало

только буллы для получения этой милости. Почему им отказывали в ней? Не

очевидно ли, что такой образ действий имел совершенно иной мотив, нежели

ревность к чистоте веры, которую любили выставлять напоказ? Об этом

свидетельствует способ, которым вынуждены были пользоваться против другого

злоупотребления римской курии, во всей своей политике всегда преследовавшей

лишь собственное обогащение и не помышлявшей о благе других даже тогда,

когда ее политика вела в отдельных случаях к добру.

X. Многие из новохристиан, опасавшиеся преследования за преступление

отступничества, прибегли к папе. Они доложили, что исповедали свой грех на

тайной исповеди и получили отпущение от своих духовников и что показывали

эти удостоверения инквизиторам, чтобы избежать преследования. Инквизиция

запросила папу Сикста IV, который послал бреве дону Иньиго Манрике,

архиепископу Севильи, и апелляционному судье по делам инквизиции. Его

Святейшество говорил, что предмет запроса был предусмотрен и урегулирован

его предшественниками; они определили, что следовало освобождать от

преследования только сделавших признания и произнесших отречение перед

секретарем с обещанием не впадать вторично в ересь под страхом наказаний,

установленных законом для рецидивистов.

XI. Осведомившись о папском решении, многие из новохристиан, бывших

иудействующими, сделали формальное признание перед секретарем святого

трибунала