Карлос Кастанеда

Огонь изнутри 1984г

разделено на четыре, а иногда на три. Из-за своей большой сопротивляе-

мости, по сравнению со средними людьми, эти люди, после обучения видению

могут стать нагвалями.

В своих учениях для левой стороны дон Хуан объяснил мне сложность

видения и бытия нагваля. Стать нагвалем, сказал он, гораздо более сложно и

многообещающе, чем быть просто прочным человеком, научившимся видеть. Быть

нагвалем означает быть вождем, учителем и проводником.

Как нагваль дон Хуан был руководителем группы видящих, известных как

"партия нагваля", которая состояла из восьми женщин: Сесилии, Делии,

Гермелинды, Кармелы, Нелиды, Флориды, Зулейки и Зойлы; троих

мужчин-видящих: Висенте, Сильвио Мануэля и Хенаро, а также четверых

"курьеров" или посланников: Эмелито, Хуана Тумм, Марты и Терезы.

Кроме руководства партией нагваля дон Хуан занимался также обучением

и руководством группой учеников-видящих, известной как "новая партия

нагваля". Она состояла из четырех молодых людей: Паблито, Нестора, Элихио

и Бениньо, и пяти женщин: Соледад, ла Горды, Лидии, Жозефины и Розы. Я был

номинальным лидером новой партии нагваля наряду с женщиной-нагвалем по

имени Кэрол.

Для того, чтобы дон Хуан мог передать мне свои учения для левой

стороны, я должен был входить в уникальное состояние перцептуальной

ясности, известное как "повышенное сознание". В течение многих лет моей

связи с ним он попеременно вводил меня в такое состояние с помощью удара,

который он наносил своей ладонью в верхней части моей спины.

Дон Хуан объяснил, что в состоянии повышенного сознания ученики могут

вести себя почти так же естественно, как и в повседневной жизни, однако

оно позволяет фокусировать свой ум на чем угодно с необычайной силой и

ясностью. И все же особым качеством состояния повышенного сознания

является то, что оно не поддается обычному воспоминанию. То, что

происходило в этом состоянии, становится частью повседневного сознания

ученика только через потрясающее усилие восстановления.

Мое взаимодействие с партией нагваля является примером этой трудности

воспоминания: я был в контакте с ними, за исключением Хенаро, только в

состоянии повышенного сознания, и, следовательно, в своей повседневной

жизни я не мог вспомнить их даже как неясные тени сновидений. Образ моих

встреч с ними всякий раз был почти ритуалом: я должен был приезжать на

машине к дому дона Хенаро в маленький городок на юге мексики. Дон Хуан

обычно немедленно присоединялся к нам, и мы уже втроем занимались затем

учениями дона Хуана для правой стороны. После этого дон Хуан заставлял

меня изменить уровень сознания, а затем мы ехали на машине в большой

близлежащий город, где жил он и другие пятнадцать видящих.

Всякий раз, входя в состояние повышенного сознания, я не мог не

изумиться различию своих двух сторон. Я чувствовал себя всегда так, как

если бы с моих глаз была снята пелена, как если бы я был до этого частично

слеп, а теперь прозрел. Свободу и чистую радость, которые обычно

овладевали мной в этих случаях, нельзя было сравнить ни с чем, что я

испытывал прежде. Однако вместе с этим присутствовало тревожащее чувство

печали и какого-то томления, которые шли рука об руку с радостью. Дон Хуан

объяснил мне, что не было бы полноты без печали и томления, поскольку без

них нет трезвости и доброты, а мудрость без доброты, как он сказал, и

знание без трезвости бесполезны.

Организация обучения для левой стороны требовала также, чтобы дон

Хуан, совместно со своими товарищами-видящими, объяснил мне три аспекта их

знания: управление сознания, искусство следопыта и искусство намерения.

В этой работе я изложил искусство управления сознанием, которое

является частью целой системы его учений для левой стороны-системы,

которую он использовал для того, чтобы подготовить меня к удивительному

акту прыжка в бездну. Ввиду того, что пережитый мною опыт, о котором я

здесь рассказываю, не имеет характера повседневной жизни, я постарался

снабдить его нужными деталями, все же не переходя границ документальной

повести. В состоянии повышенного сознания мало сознаешь окружающую

обстановку, поскольку все внимание сосредоточено на деталях совершаемого в

данный момент действия.

В нашем случае совершаемое в данный момент действие естественно было

освещением искусства овладения сознанием. Дон Хуан принимал искусство

овладения сознанием как современную версию чрезвычайно древней традиции,

которую он называл традицией древних толтеков-видящих. И хотя он

чувствовал себя неразрывно связанным с этой древней традицией,